Тепловые калории отрегулируют по-новому

13 апреля 2010 г.

В рамках одного из направлений данной работы в Комитете Государственной Думы по энергетике состоялось первое заседание рабочей группы по доработке проекта федерального закона «О теплоснабжении» и его подготовке ко второму чтению.

По словам председателя комитета Ю. Липатова, прошедший минувшей осенью первое чтение законопроект устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии, мощности и теплоносителя в системах теплоснабжения, создания, функционирования и развития таких систем. Он определяет организационную структуру управления теплоснабжением населенных пунктов. Кроме того, он прописывает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, а также порядок установления предельных тарифов в отношении тепловой энергии.

Сегодня отсутствие в отрасли законодательно утвержденных нормативов порождает целый ряд неразрешимых вопросов. В том числе неплатежи населения и бюджетов, низкоквалифицированный менеджмент муниципальных предприятий теплоснабжения, а также убыточность многих ТЭЦ и их вероятное банкротство при работе в условиях грядущей либерализации цен. Необходимость скорейшего принятия закона подтверждают и поездки в регионы комиссии по организации контроля за тарифами и нормативами на услуги ЖКХ, организованной по поручению Председателя Государственной Думы Б. Грызлова.

О важности этого нормативного акта говорит и тот факт, что при его подготовке в Комитет Государственной Думы по энергетике поступило порядка 600 поправок от депутатов, членов Совета Федерации. Кроме того, большой интерес к законопроекту проявили субъекты РФ, областные и краевые законодательные собрания. На сегодняшний день эти поправки систематизированы по главным положениям закона. При этом для рабочей группы стоит задача в течение апреля внимательно изучить и учесть данные поправки до парламентских слушаний, которые решением Совета Государственной Думы намечены на 11 мая. Окончательно закон планируется принять в текущую весеннюю сессию.

По мнению Ю. Липатова, законопроект должен стать основой нормативно-правовой базы по энергетике. При этом теплоснабжение будет урегулировано именно в отдельном законодательном акте, положения которого должны до известной степени ввести конкурентные отношения в этой сфере и согласовать нормативную базу теплоснабжения с действующей нормативной базой в смежных отраслях. В первую очередь в электроэнергетике, в области градостроительной деятельности и регулировании тарифов организаций коммунального комплекса. Особую заинтересованность в принятии закона в 2010 году проявляет Федеральная служба по тарифам (ФСТ), так как ФЗ от 14.04.1995 г. № 41 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» утрачивает силу с 1 января будущего года. То есть закон «О теплоснабжении» должен взять на себя функции регулирования тарифов в теплоснабжении. В свою очередь, непринятие закона в указанный срок лишит ФСТ утвержденных законом правил для формирования тарифов, что может привести к непредсказуемым последствиям в части тарифной политики.

Надо сказать, что на сегодняшний день рынок тепловой энергии в стране составляет около одного триллиона рублей в год. При этом примерно половина от используемого внутри страны углеродного и углеводородного топлива тратится на обогрев объектов ЖКХ, а другая половина приходится на промышленность и транспорт. Из-за низкого КПД, неэффективной работы теплогенерирующих мощностей и отсутствия энергоэффективных технологий при обогреве зданий и сооружений около 170 млн т.у.т. просто теряется. В части экономии тепловой энергии стоит напомнить, что Россия является страной, имеющей самый высокий уровень централизованного теплоснабжения в Европе. Протяжённость тепловых сетей в двухтрубном исчислении достигает 260 тыс. км. Из них примерно 40% требуют ремонта, а 15% находятся в аварийном состоянии.

Оптимизация теплоснабжения может ощутимо помочь российской экономике по ряду ключевых направлений. Во-первых, за счет энергосбережения снизить стоимость энергоресурсов, что даст экономический эффект у потребителя. Во-вторых, снизить потребление энергоресурсов, что даст эффект повышения конкурентоспособности. В-третьих, снизить пиковые нагрузки на тепловые и газовые сети. И в-четвертых, позволит снизить вред, наносимый окружающей среде. Все это в значительной мере будет определять политику энергоэффективности в стране в целом.

13.04.2010 Парламентская газета

Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 193, б/ц Циолковский, 4 эт., оф. 3 
Телефон: 88005055640
Эл. почта:  office@kepspb.ru